19.09.2025 16:05
Новости.
Просмотров всего: 2320; сегодня: 17.

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

В рамках десятого юбилейного Московского финансового форума–2025 18 сентября в Манеже был представлен совместный проект Министерства финансов Российской Федерации и Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства – выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве», приуроченная к 195-летию со дня рождения великого русского ювелира Павла Акимовича Овчинникова. 

Выставка, проходившая при поддержке Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России, знакомила гостей форума с высокохудожественными изделиями ведущих российских ювелирных брендов, выполненных в национальных традициях русского ювелирного искусства. Свои работы представили Ювелирный дом Chamovskikh, Ювелирный дом Rodis, Ювелирный дом «Русская сказка», Золотых дел мастерская «Хризолит», Творческая мастерская Николая Балмасова, художник-ювелир Алексей Донцов. Кроме того, были представлен  совместный проект художника-ювелира Ильгиза Фазулзянова и АНО «Центр сохранения и развития авторского ювелирного искусства» «Наследие», а также дипломные работы учеников Политехнического колледжа имени П.А. Овчинникова.

Центральной работой экспозиции стало изделие Ювелирной компании Rodis, «Ботик Петра I», выполненное по мотивам модели Ботика Петра Великого фирмы Павла Овчинникова, названной автором «Дедушка русского флота». Это совместный проект Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства и Ювелирного дома Rodis.  Впервые проект был представлен на Московским финансовом форуме 2022 года в рамках выставки «Петр I и ювелирное дело в России».

«С момента создания этого ювелирного изделия великим Павлом Овчинниковым прошло уже 150 лет, и мы подумали, что могли бы создать не копию, не реплику, а некоторую свою версию, свой вариант видения, – рассказывает о работе генеральный директор Ювелирного дома Rodis Алексей Минаков. – В том числе и с учетом тех новых технологий, которых не было 150 лет назад. Например, мы используем нанесение черного родия и других материалов с помощью гальванического покрытия, чего не было в те времена, различные виды эмали разных цветов, различную фактуру – полированную, фактурованную, матованную. При этом мы, разумеется, изучали исторические источники и стремились максимально приблизиться  к самому изначальному предмету, включая количество скамеек для гребцов, количество вёсел, расположение пушек и так далее.  Русское ювелирное искусство в целом основано на том, что каждое изделие – это как маленький спектакль, или маленький роман, оно какой-то смысл в себе содержит, о чем-то рассказывает, имеет какую-то историю, идею. Это не просто камень красивой формы в красивом обрамлении».

При создании ювелирного изделия Ювелирного дома Rodis использовалось множество различных техник: гальванические покрытия, чеканка, литье, эмаль, золочение, чернение, что отражает передовое состояние современного ювелирного искусства России.

В рамках Московского финансового форума состоялась торжественная церемония передачи «Ботика Петра I» в дар Государственному историческому музею. Проект представила автор идеи, президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства Галина Ананьина. Изделие принял в свой фонд генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.  Официально были подписаны соответствующие соглашения. В церемонии принял участие заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Моисеев, подчеркнувший важность преемственности традиций в ювелирном искусстве.

Выставку «Национальный стиль в ювелирном искусстве» и церемонию передачи «Ботика Петра I» Историческому музею посетили: заместитель Министра финансов РФ Алексей Моисеев, руководитель Федеральной пробирной палаты Юрий Зубарев, руководитель Гохрана России Андрей Юрин, генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук, директор Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней  Министерства финансов Юлия Гончаренко, президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. Участники финансового форума проявили большой интерес к национальным традициям, воплощенным в ювелирном искусстве и представленным в экспозиции.

Девиз выставки – «Продолжая великие традиции».

«Это уже четвертая ювелирная выставка, проводимая в рамках Московского финансового форума и ставшая его узнаваемой и неотъемлемой частью, – подчеркивает куратор выставки «Национальный стиль в ювелирном искусстве», президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства Галина Ананьина. –  Каждый год выставка либо посвящалась какому-то событию, либо инновациям и инвестициям в ювелирном искусстве.  А в этом году она посвящена юбилею великого русского ювелира Павла Овчинникова, с именем которого связано, собственно, рождение национального стиля в русском ювелирном искусстве и формирование национальной школы. На всемирных и российских выставках именно Овчинников в своих работах воплощал русскую народность, которая проявляется со всем – от солонки и сухарницы до более масштабных изделий. И на международных выставках его творческий почерк воспринимался именно как характерный русский стиль. Поэтому сегодня на выставке «Национальный стиль в ювелирном искусстве» здесь представлены ювелирные фирмы, предприятия, авторы-художники, которые продолжают эти великие традиции. Но мы говорим не только о продолжении традиций, но и о возрождении старых традиционных технологий, к числу которых относятся перегородчатая эмаль и перегородчатая витражная (оконная) эмаль.  Это техника, которую в мире используют только наши, российские ювелиры. Она очень сложная, трудоемкая, однако изделия, которые в итоге получаются – это настоящие шедевры небывалой красоты.

На нашей выставке было представлено, например, уникальное изделие Золотых дел мастерской «Хризолит», которое создавалось мастерами пять лет: настольная лампа «Сказы Амура» по мотивом сказки «Конёк-Горбунок». Здесь же мы видим потрясающие тиары, которые заимствовали  мотивы русского кокошника, потрясающие броши, навеянные образами русских сказок.  Ильгиз Фазулзянов, выдающийся ювелир нашего времени, здесь презентует свой небывалый проект, в рамках которого он планирует воплотить в ювелирном исполнении образы 123 национальных костюмов различных народов России. Что касается «Ботика Петра I», выполненного  Ювелирной компанией Rodis, то его прообразом является изделие фирмы Павла Овчинникова, демонстрировавшееся на Политехнической выставке 1872 года в Москве. Тогда эта модель стала призом в состязании гребных судов Москвы и Петербурга и была заказана Морским министерством к юбилею Петра I. Причем экспонаты выставки тогда послужили основой для создания Исторического музея в Москве.  Сегодня история повторяется на новом витке, и уже современное изделие, переданное в дар на Московском финансовом форуме, становится достоянием и частью экспозиции Государственного исторического музея».

 


Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже

Выставка «Национальный стиль в ювелирном искусстве» в Манеже


Ньюсмейкер: Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства — 2 публикации
Сайт: ananina.ru
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...