21.11.2024 17:36
Аналитика.
Просмотров всего: 10472; сегодня: 2.

История ювелирного дела в России

История ювелирного дела в России

С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы.

Истоки происхождения русского ювелирного искусства лежат в Византии. В XI-XII вв. мастера золотого и серебряного дела Киевской Руси переосмыслили древнюю художественную культуру Византии, добавив собственную оригинальность стиля, и уже создавали изделия из драгоценных металлов – перегородчатые эмали на золоте, чеканные и сканные с мельчайшей зернью украшения, резные и черневые на позолоченном фоне орнаменты и изображения фантастических птиц и зверей. Славились своими изделиями и серебряники Владимиро-Суздальской земли.

Монголо-татарское нашествие не только уничтожило множество памятников русской культуры и искусства, оно смело с лица земли и мастерские, где создавались эти памятники. Золотых и серебряных дел мастера были перебиты или уведены в плен.

Постепенно возрождалось художественное мастерство. Многие русские правители – от великих князей XV в. до императоров XVIII в. отправляли послов в Западную Европу для поиска и найма искусных ювелиров и посылали отечественных мастеров за границу для обучения. Конец XV – начало XVI вв. можно назвать периодом окончательного восстановления после варварских потрясений и расцвета русского ювелирного искусства: мастера серебряного и золотого дела в своих работах использовали техники эмали, черни, резьбы, литья, басмы и скани.

Представители воцарившейся в начале XVII в. династии Романовых приложили много усилий для преодоления экономического кризиса и восстановления государства после польско-шведской интервенции. Одним из важных шагов было воссоздание и стремительное развитие Золотой и Серебряной палат, которые уже в первой трети XVII в. насчитывали многочисленных мастеров различных специальностей из разных регионов страны. Мастера-серебряники и золотари нередко переходили из одного города в другой временно или навсегда, перенося с собой местные оттенки художественной культуры и особые приемы мастерства.

Изделия этого периода в изобилии украшены самыми разными орнаментами, навеянными опытом ювелиров Запада и Востока и умело интерпретированными русскими мастерами: диковинными птицами и животными, растениями, геометрическими узорами. Преодолевая большие технические трудности, мастера совершенствовали свои навыки, осваивали новые способы обработки драгоценных металлов, развивали художественные течения. Имена выдающихся ювелиров этого периода часто не известны широкой аудитории; многие годы искусствоведы и историки посвятили изучению и установлению авторства тех или иных изделий – ярчайших представителей русской ювелирной школы.

В этот же период было введено установление пробы и клеймение изделий из драгоценных металлов, окончательно оформленное юридически в 1700 г. указом Петра I «Об учинении для пробы золотых и серебряных вещей пробирных клейм…». В результате масштабных преобразований Петра I изменился образ жизни русского человека – реформа костюма 1700 г. требовала новых украшений – и в обиходе людей стали появляться привычные для европейцев, но не известные ранее русским людям диадемы, запонки, броши, пряжки для платьев и обуви. Именно в XVIII в. русское название «серебряных и золотых дел мастер», сменилось на европейское укороченное «ювелир». Новая столица – Санкт-Петербург – стала центром русского ювелирного искусства XVIII-XIX вв., в который стремились мастера из многих городов и стран. В результате в Петербурге образовалось новое направление в серебряном и золотом деле, внесшее много западноевропейского в русское декоративное искусство.

Петербургские золотых дел мастера и ювелиры Иероним Позье, Жан-Пьер Адор, Георг-Фридрих Экарт и другие выполнили в XVIII в. много высококачественных работ, среди которых одна из самых роскошных и прекрасных – корона Екатерины II, сделанная в 1762 г. Наряду с широко известными, исключительно пышными, бытовавшими при дворе и в великосветских кругах драгоценными предметами, авторы которых шли в общих формах и декоре в ногу с мастерами Западной Европы, в Российской империи трудились и мастера более скромные, обслуживавшие более широкие слои населения и в значительной степени сохранявшие и развивавшие исконно русские традиции в своих изделиях.

В XIX в. русское ювелирное искусство развивалось в рамках общеевропейской традиции и практики. Это отражалось и в ассортименте ювелирных изделий и в их стилистической связи с основными стилями эпохи – от ампира до модерна. Одной из главных и характерных особенностей развития ювелирного дела в это время в России стало создание крупных фабрик – Карла Фаберже, Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова, Карла Болина, Игнатия Сазикова и др. Индивидуальное производство, характерное для ювелирного дела XVIII в., практически не осуществлялось: мастера-одиночки, не входившие в штат крупных предприятий, объединялись в артели или небольшие ювелирные мастерские.

Разные фирмы и артели конкурировали друг с другом, постоянно изобретали новые украшения, дизайн и технику обработки драгоценных металлов, стараясь идти в ногу с модными тенденциями, а иногда и опережая их. Наряду с вещами заказными и дорогими в больших количествах выпускались дешевые украшения для массового потребителя. 

Оправившись от революционных потрясений первой четверти XX в., в   1930-е гг. происходит расцвет ювелирной промышленности молодого советского государства. Советские украшения не отличались особой изысканностью и разнообразием: вся продукция выпускалась для потребителя с непритязательным вкусом, а стилистика базировалась на образцах и изображениях конца XIX – начала XX вв. Города с сильной дореволюционной традицией зачастую выдавали лучшие изделия.

Заводы, созданные преимущественно на основе национализированных предприятий крупнейших ювелиров Российской империи, работали ударными темпами, производя перечень наиболее востребованных моделей ювелирных изделий: ювелирный завод «Русские самоцветы», Костромской ювелирный завод, Бронницкий ювелирный завод, Свердловский ювелирный завод и др. Многие из этих предприятий продолжают свою деятельность и в наши дни.

Однако, несмотря на кажущийся простым дизайн украшений, в ювелирном искусстве отражалось богатство культуры и разнообразие регионов СССР: в Ленинграде производили украшения с горным хрусталем, в Таллине – с эмалью, а в Свердловске – с самоцветами.

В СССР существовали также мастерские при художественных фондах, изготавливавшие настоящие произведения искусства. Такие вещи не доходили до покупателей — их показывали на выставках, но иногда их дизайн перерабатывали и пускали в тираж. Помимо этого, отдельными мастерами изготавливались на заказ и для продажи в других странах штучные, редкие экземпляры украшений. Драгоценности из СССР ценились и в Европе за высокое качество ювелирных сплавов, одну из лучших в мире огранок, квалификацию ювелиров. Мода циклична и многие модели дореволюционных и советских украшений сегодня переживают второе рождение, вдохновляя современных мастеров русского ювелирного искусства.

Изображение (фото): Дзен


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства;
  • Романова (Ангальт-Цербстская) Екатерина II (София Августа Фредерика) Алексеевна, императрица и Самодержица Всероссийская.
Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Одежда, обувь, аксессуары, Ремесленничество, Стиль, мода, дизайн, Ювелирная промышленность и изделия
Сайты субъектов РФ: Владимирская область, Костромская область, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Татарстан Республика
Сайты столиц субъектов РФ: Владимирская область - Владимир, Свердловская область - Екатеринбург
Сайты городов субъектов РФ: Владимирская область - Суздаль
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Италия, Монголия, Польша, Россия, СССР, Украина, Швеция, Эстония
Сайты столиц стран: Украина - Киев, Эстония - Таллин
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Европа Восточная, Европа Центральная, Прибалтика, Скандинавия
Сайты объединений стран: Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10630 публикаций
Сайт: probpalata.gov.ru/about/history/istoriya-yuvelirnogo-dela-v-rossii/
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...