19.12.2024 15:16
Мероприятия.
Просмотров всего: 5137; сегодня: 5.

Императорскую ювелирную коллекцию впервые представили в Москве

Императорскую ювелирную коллекцию впервые представили в Москве

В Государственном историческом музее представили шедевры ювелирного искусства, роскошные бальные платья и галерею портретов императорского двора из собрания Государственного Эрмитажа. Выставку «Драгоценности! Блеск русского двора» открыла директор Департамента музеев и поддержки циркового искусства Министерства культуры Российской Федерации Елена Харламова.

«Наши музеи обладают удивительной способностью создавать живой образ минувших эпох, объединяя места, времена и поколения. Выставка, которую мы открываем сегодня, объединила два главных культурных центра страны, представляя шедевры петербургской императорской резиденции в Москве. Проекты такого масштаба не только подчеркивают уникальность и значение отечественного культурного наследия, но и раскрывают огромный потенциал межмузейного сотрудничества. Каждый из экспонатов на выставке – это не просто произведение искусства, но и свидетель исторических событий, олицетворяющий величие нашей культуры. Такие инициативы – важный шаг в деле сохранения и популяризации национальной идентичности России», – отметила представитель ведомства.

Во всем мире российский императорский двор славился невероятной изысканностью и богатством. Бесценная коллекция, впервые представленная в Москве, на протяжении столетий создавалась как императорская, в нее попадали только лучшие изделия отечественных и зарубежных мастеров.

«Эрмитаж делает много выставок, но такие полные роскоши – редко и они всегда поражают зрителей, особенно за границами России. Сегодня Эрмитаж объединился с ГИМом, чтобы создать “манифест” русской роскоши, памятной миру. “Манифест” эффектный, но и очень академичный, в нем тщательно выверенная память о мастерах, моде. Это искренний и почтительный дар памяти наших предков, сделавших Россию великой», – сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин на церемонии открытия отметил, что выставки из Эрмитажа в Москве – всегда особенное событие, открывающее сокровища национальной культуры широкой публике.

«Грандиозный успех выставки к 150-летию Исторического музея вдохновил нас на новый, более масштабный проект. Экспозиция выставки в Историческом музее включает более 250 экспонатов, показывающих блистательную жизнь русского императорского двора. Отблески драгоценных камней, сияние парадных мундиров и бальных платьев, портреты их замечательных владельцев доносят до нас величественный образ могущественной империи», – поделился руководитель ГИМ.

Экспозиция состоит из трех разделов. Первый – «Галерея драгоценностей», где демонстрируются самые разнообразные ювелирные изделия XVII – начала XX века, принадлежавшие представителям императорской семьи. Гости музея увидят украшения, аксессуары, часы и многие другие экспонаты, привлекающие внимание удивительной тонкостью работы, изысканностью форм, благородством и редкостью драгоценных камней. Они расскажут об изменениях в моде того времени, развитии ювелирного мастерства и совершенствовании приемов обработки камней и металлов.

Среди ключевых предметов этого раздела – коллекция статуэток из золоченого серебра, барочного жемчуга и эмали, привезенная Петром I из Саксонии, а также предметы из туалетного прибора императрицы Анны Иоанновны, выполненные из золота в аугсбургской мастерской Иоганна Людвига Биллера. В разное время прибор хранился в личных комнатах нескольких царских резиденций. Позднее, став уже экспонатом императорской коллекции драгоценностей, он, согласно традиции, выдавался для одевания к венцу невест царского дома.

Впервые представят драгоценный ларец и геммы из собрания обер-камергера императорского двора, члена Государственного совета графа Дмитрия Татищева, которое он завещал императору Николаю I. Кроме того, можно будет увидеть предметы из коллекций Долгоруковых, Нарышкиных, Шуваловых, Строгановых, Юсуповых и других именитых российских семей.

Центральный раздел выставки – «Бал». С середины XVIII века за русским двором прочно утвердилась слава одного из самых великолепных монарших дворов Европы. Дворцы и проходившие в них официальные церемонии, парады, грандиозные балы и трапезы создавали величественный образ государства с высоким международным статусом. Главной составляющей праздников всегда были роскошные наряды, многие из которых можно увидеть в этой части экспозиции.

На выставке представлены шелковые и бархатные костюмы и платья, украшенные шитьем, вышивкой или кружевами, дополненные изящными аксессуарами. Их сопровождают парадные портреты русской аристократии из собраний Эрмитажа и Исторического музея, что позволяет оценить стиль ушедшего времени. Так, среди предметов можно увидеть подвеску «Клубок змей» работы выдающегося французского мастера Рене Лалика, а также веер из слоновой кости, запечатленный на портрете княгини Татьяны Юсуповой кисти немецкого живописца Франца Винтерхальтера, который также вошел в состав экспозиции.

Выставку завершают мемориальные предметы. Это драгоценные изделия и артефакты, которые хранят память не только о событиях государственной важности, но и были связаны с частной жизнью русских монархов и представителей династии Романовых.

Выставка будет открыта до 12 мая 2025 года.

 

Изображение (фото): Минкультуры России


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Николай I Павлович, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский, третий сын императора Павла I, брат императора Александра I, отец императора Александра II, внук Екатерины II;
  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства;
  • Романова Анна I Иоанновна, императрица Всероссийская из династии Романовых, племянница Петра I, после смерти Петра II приглашена на российский престол, восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет;
  • Татищев Дмитрий Павлович, действительный тайный советник, обер-камергер, член Государственного совета, сенатор, посланник в Неаполе, полномочный министр в Испании, посол в Австрии, почётный член Академии Художеств, коллекционер.

Императорскую ювелирную коллекцию впервые представили в Москве

Императорскую ювелирную коллекцию впервые представили в Москве

Императорскую ювелирную коллекцию впервые представили в Москве

Императорскую ювелирную коллекцию впервые представили в Москве

Императорскую ювелирную коллекцию впервые представили в Москве

Императорскую ювелирную коллекцию впервые представили в Москве

Императорскую ювелирную коллекцию впервые представили в Москве

Императорскую ювелирную коллекцию впервые представили в Москве

Императорскую ювелирную коллекцию впервые представили в Москве

Императорскую ювелирную коллекцию впервые представили в Москве


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10630 публикаций
Сайт: culture.gov.ru/press/news/blesk_russkogo_dvora_imperatorskuyu_yuvelirnuyu_kollektsiyu_iz_gosudarstvennogo_ermitazha_vpervye_pr/
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...